Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 комбинированного вида реализует основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с детьми от 1,5 до 8 лет. Программа предполагает коррекционно – образовательную работу с детьми от 3 до 8 лет, имеющих общее нарушение речи.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Разрабатывается и утверждается МАДОУ №59 самостоятельно.
Программа является документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности разностороннего развития детей в возрасте от 1,5 года до 8 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и образовательных потребностей детей.
Программа реализуется на государственном языке Российской федерации. Нормативный срок освоения Программы – 5.5 лет.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. Для освоения Программы дети могут поступать в дошкольную образовательную организацию в течение всего календарного года с учетом жизненной ситуации.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155), на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015г. № 2/15, с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе (размещенной в навигаторе примерных образовательных программ дошкольного образования на сайте Федерального института развития образования). В логопедической группе реализуется Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС. Н. В. Нищева.
Сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цели и задачи определены в миссии детского сада - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие детей по основным направлениям:
социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции действий, трудовое воспитание; ребенок в семье и сообществе учреждения; формирование основ безопасности);
познавательное развитие (познание окружающего мира, природа; действия с предметами, развитие математических представлений, конструирование);
речевое развитие (развитие речи и начала грамоты, художественная литература);
художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: лепка,
рисование, аппликация; музыкальная деятельность);
физическое развитие (физическая культура, формирование здорового образа жизни).
Содержание образовательных направлений реализовывается в различных видах деятельности: в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Программа в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей по пяти образовательным областям. В содержательном разделе Программы представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды, создаваемой в процессе совместной деятельности взрослых и детей, учитывает возрастные особенности воспитанников, региональную политику в сфере образования, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на обеспечение «зоны ближайшего
развития» и индивидуальные возможности детей, побуждает ребенка к проявлению инициативы и творчества.
Программа включает направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, педагогов и ориентирована на: специфику социокультурных, климатических, демографических условий и национально-культурных традиций; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции учреждения.
Парциальные программы, используемые в детском саду
С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения в непрерывной образовательной деятельности данный раздел включает программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., )
С целью формирования у детей музыкальных способностей, развития певческих способностей, умения слушать и понимать музыкальные произведения в учреждении реализуется авторская программа И.М. Каплуновой «Ладушки. Праздник каждый день» Актуальность программы определяется социальным заказом общества на гармонично развитую, активную, творческую личность, умеющую ценить искусство.
С целью формирования у дошкольников эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности в детском саду реализуется авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Взаимодействие педагогического коллектива семьями воспитанников
Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основным принципом взаимодействия педагогического коллектива с родителями является признание ценности их семейного опыта, установление партнерских сотрудничающих отношений с родителями детей; переход от противостояния и обвинений к объединению; от закрытости к доверию.
Вовлечение семьи в реализацию задач образования значимо для обогащения всех видов деятельности детей в детском саду и для использования тех интересов ребенка и того обучения, которое присутствует дома.
Главной составляющей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, участие родителей в разработке образовательной программы учреждения, планирование предстоящей работы, распределение финансовых средств, совместный контроль и оценка результатов работы.
Решение задач Программы предусматривает разнообразие возможностей для совместной деятельности и общения педагогов и родителей, форм организации взаимодействия. Педагоги создают условия для соавторства родителей и детей в
проектной деятельности, в разных видах конструирования, для обогащения опыта игрового партнерства в спортивных и музыкальных праздниках, в театрально-игровой деятельности, в социально-значимых акциях разного уровня.
Формы взаимодействия с родителями в МАДОУ №59
Информационно-аналитические - проведение опросов, анкетирования, тестирования, бесед - с целью выявления интересов, запросов родителей, их потребностей в психолого-педагогической информации.
Познавательные - круглые столы, семинары-практикумы, устные педагогические журналы, родительские собрания в нетрадиционной форме, педагогические конференции, просмотр образовательной деятельности, встречи со специалистами разного профиля. Цель - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей. Формирование у родителей рефлексии и практических навыков воспитания детей.
Наглядно-информационные - официальный сайт учреждения, средства массовой информации (Кушвинское телевидение и газета «Кушвинский рабочий»), заседания Совета родителей, информационные стенды в учреждении, памятки, буклеты, Дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки. Участие родителей в осуществлении контроля (питание детей, режим дня, образовательная деятельность).
Досуговые - совместные праздники, развлечения, спортивные соревнования, конкурсы, экскурсии. Участие родителей в создании предметно-пространственной среды (в помещении и на прогулочных участках), в подведении итогов смотров-конкурсов в учреждении.
Родители участвуют в государственно-общественном управлении дошкольным учреждением. Обеспечивается открытость информационного пространства в интересах детей и родителей.
Установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи.
Миссия МАДОУ №59 заключается в объединении усилий детского сада, семьи и социальных партнеров для создания условий раскрытия индивидуальности ребенка и способов формирования компетенций, которые обеспечат ему успешность сегодня и в будущем.